Жизнь, в этом понимании, не есть застылое состояние равновесия. Она жаждет движения, усложнения и самораскрытия. Эрих Нойманн отмечал:
«Жизнь психическая есть непрерывное становление, процесс дифференциации, который нельзя остановить без ущерба для самой ее сути» (The Origins and History of Consciousness).
Эмпедокл, древний философ, предвосхитивший идею внутреннего движения противоположностей, писал о двух силах — Любви и Вражде, — которые вечно творят и разрушают мир.
«Любовь соединяет всё воедино, Вражда разделяет — и в этом дыхании перемен рождается жизнь».
Так и душа человека постоянно движется между стремлением к целостности и страхом перед изменением. Большинство людей прикладывают огромные усилия, чтобы противостоять этому естественному течению. Они удерживают старое, даже когда оно уже утратило функциональность и приносит только разочарование, избегают встречи с неизведанным. Но в глубинной терапии мы учимся слышать зов развития, который звучит тихо, как подземный ручей.
Мария Луиза Фон Франц:
«Бессознательное не стремится разрушить личность, оно стремится дополнить её. Когда человек отвергает эту задачу, оно вынуждено говорить с ним языком симптомов, несчастий и снов»
Иногда человек приходит в терапию не только со своей собственной болью, но и с эхом боли, доносящейся из глубины родовой памяти. Это то, что Юнг называл коллективным бессознательным — областью, где личная история переплетается с судьбой рода и человечества. Есть люди, чья душа несёт на себе «бремя судьбы» — неразрешённые вопросы предков, невыраженные слова, несбывшиеся жесты. Их задача — услышать и назвать то, что не было произнесено.
«Психологическое правило гласит: когда внутренняя ситуация не делается сознательной, она происходит вовне — как судьба.», — писал Юнг.
Взгляд глубинного терапевта на жизнь человека, это взгляд исследователя, который пытается разглядеть, какая внутренняя структура породила именно эти внешние обстоятельства. И в идеале человек, выходя из терапии, уносит с собой этот взгляд, интегрированный за время встреч.
Глубинная терапия — это не метод решения проблем, а искусство пребывания в процессе. Она поддерживает движение души за пределами событий, за пределами успеха и неудачи, и обращает внимание к тому, что рождается внутри опыта.
Часто в этот путь приходят люди, уже имеющие опыт работы в других терапевтических подходах, но ищущие более символический язык — язык снов, архетипов, внутреннего мифа. Это не техника, а способ бытия, в котором аналитик и клиент становятся участниками общего исследования.
Их отношения образуют живой сосуд, алхимический реторт, где бессознательное начинает проявлять себя в символах и откровениях.
«Душа мыслит образами. Когда мы слышим язык образов, мы возвращаемся к её логике, к её ритму. Тогда жизнь становится не задачей, а историей, которую можно проживать»
Дж.Хиллман (The Dream and the Underworld).