Maureen Zehring
Старая этика нового мира
Между совестью и душой
Трудности становления аналитического психолога
Презентация доклада с ссылками
Основные источники по аналитической психологии
К.Г. Юнг
Jung, C.G. Psychological Types (CW 6).
— Глава V: Prometheus and Epimetheus.
— Основа для дихотомии между совестью и душой, предвидением и ретроспекцией.
Jung, C.G. Psychology and Alchemy (CW 12, §§ 439–441).
— Цитата: “Protect me, and I will protect you; give me what is mine, that I may help you.”
— Символ философского камня как взаимного союза между человеком и Самостью — архетип живой этики.
Jung, C.G. Modern Man in Search of a Soul (1933).
— О дисбалансе между технологическим прогрессом и моральной зрелостью.
— Цитата: “Our technical civilization has made great progress, but morally we are still in the Middle Ages.”
Jung, C.G. Aion (CW 9ii), §13–20.
— Тень как моральная проблема: “The shadow is a moral problem that challenges the whole ego-personality.”

Эрих Нойманн
Neumann, E. Depth Psychology and a New Ethic (1949).
— Основной текст концепции «новой этики».
— Цитаты:
“The old ethic is collective; the new ethic is individual.”
“Sincerity of moral position arises only from reverence for the processes of the soul.”
— Нойманн вводит понятие внутреннего голоса как альтернативы коллективной совести.
Neumann, E. The Origins and History of Consciousness (1949).
— О процессе отделения сознания от коллективного бессознательного — метафора выхода из старой этики.

Джон Биби
Beebe, J. Energies and Patterns in Psychological Type (2016).
— Совесть как функция отношения к Самости:
“Conscience is not merely a moral faculty, but a function of relationship to the Self.”
— Этическая зрелость как интеграция теневых функций.
Beebe, J. Integrity in Analytic Work (лекции, Society of Analytical Psychology, 2019).
— Аналитик как человек, постоянно балансирующий между внутренними противоречиями и требованием целостности.

Hester McFarland Solomon
Solomon, H.M. The Ethical Attitude in Analytic Practice (2003).
— Ключевая работа о «живом этическом отношении» (ethical attitude) в анализе.
— Этика как присутствие, а не правило.
— Цитата:
“The ethical attitude is not compliance with codes, but the capacity to sustain a relationship with the unknown in oneself and the other.”
Solomon, H.M. The Self in Transformation: Psychoanalysis, Philosophy and the Life of the Spirit (2007).
— Пересечение анализа, философии и духовности.
— Важна идея внутреннего диалога между частями личности как этического действия.

Н.А. Бердяев
Бердяев, Н.А. О назначении человека (1931).
— Свобода как духовный акт, противостоящий морализму.
— Цитата: «Мораль закона есть рабство; мораль духа — творчество.»

🜂 II. Современные исследования и клиническая практика
Этическая тревога, страх терапевта
White, V.E. & Barnett, J.E. (2008). “The Ethical Dilemma of Therapist Self-Disclosure.”Professional Psychology: Research and Practice.
— Тревога нарушить «этический кодекс» ведёт к потере живого контакта.
Medau, J. (2019). “Ethical Anxiety in Clinical Practice.”Journal of Analytical Psychology.
— Этическая тревога как симптом перехода от внешней этики к внутренней.
Snyder, H. & Barnett, J. (2021). “The Ethics of Therapist Authenticity.”Journal of Counseling Psychology.
— Об опасности чрезмерной “нейтральности” и утраты подлинного присутствия.

Peer Practice / Горизонтальные формы
Bennett-Levy, J. & Thwaites, R. (2019). “Self-Practice and Peer Reflection in Professional Development.”The Cognitive Behaviour Therapist.
— Peer-группы как форма живой рефлексии и взаимной поддержки.
British Psychological Society (BPS) (2021). “Guidelines for Peer Consultation and Supervision.”
— Цитата: “Each participant bears responsibility for the presence of the other.”
IAAP Ethics Committee (2023). “Working Paper on Peer Consultation.”
— Подчёркивает необходимость горизонтальных форм супервизии для предотвращения власти и изоляции.

🜂 III. Алгоритмы, технологии и новая социальная реальность
Riesen, E. (2025). “A Sociotechnological-System Approach to AI Ethics.”Springer.
— Алгоритмы как социотехнические системы, создающие новые моральные порядки.
Joyce, K. (2024).
“A Sociology of Artificial Intelligence: Inequalities, Power and Practice.”SAGE Journals.
— ИИ как инструмент воспроизводства власти и неравенств — аналог «старой этики» в цифровом виде.
Zajko, M. (2022). “Artificial Intelligence, Algorithms, and Social Inequality.”Sociology Compass.
— Социальное неравенство как продукт алгоритмического отбора.
Morley, J. et al. (2021). “Ethics as a Service: Operationalisation of AI Ethics.”arXiv.
— Концепция «этики как сервиса» — этика алгоритма без совести.
Eric Sadin. La vie algorithmique (2015); L’ère de l’individu tyran (2020).*
— Критика алгоритмического гуманизма:
“We have delegated our moral vigilance to machines that do not possess a soul.”
UNESCO (2021). “Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence.”
— Глобальный нормативный документ, отражающий попытку институционализировать «этику нового мира».